Специализированный консультационный Центр
Государственных закупок
Специализированный консультационный Центр
Государственных закупок
8 (499) 391-24-23
Главная Госзакупки (Госзаказ)

Госзакупки (Госзаказ)

Госзакупки (государственные закупки) - это размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, т.е. осуществляемые действия заказчиков, уполномоченных органов, по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений и иных гражданско-правовых договоров в любой форме на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков.

Госзакупки осуществляются в целях реализации Госзаказа (государственного заказа) за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования, и обеспечивают:
  • потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация;
  • потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ;
  • потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Участником размещения Госзаказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Действующее законодательство Российской Федерации о размещении Госзаказа предусматривает проведение следующих процедур:
  • Размещение Заказа путем проведения конкурса (открытого или закрытого) предполагает проведение торгов, победителем которых признаётся участник, предложивший лучшие условия выполнения Заказа. Помимо предложенной стоимости контракта участники торгов оцениваются в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган, вправе размещать Заказ путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в конкурсной документации либо в проекте контракта, и в случаях размещения заказов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование физическим и юридическим лицам, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств.
  • Размещение заказа путем проведения аукциона (открытого или закрытого) предполагает проведение торгов, победителем которых признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган, вправе размещать заказ путем проведения закрытого аукциона исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации об аукционе или в проекте контракта, и в случаях размещения заказов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование физическим и юридическим лицам, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств.
  • Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме предполагает проведение открытого аукциона, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
  • Размещение заказов путем запроса котировок предполагает способ размещения Заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
  • Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) предполагает способ размещения Заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). 
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим в настоящее время размещение Госзаказа (процедуру проведения Госзакупок), является Федеральный закон от 21 июля 2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Порядок формирования Госзаказа регулируется Гражданским и Бюджетным кодексами Российской ФедерацииПостановлениями Правительства РФ и целым рядом Федеральных законов, такими как Федеральный закон №135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федеральный закон № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

Однако, на современном этапе развития действующее российское законодательство в сфере Госзакупок (о размещении Госзаказа) на государственном уровне признано  имеющем множество недостатков антикоррупционного характера, такие как:
  • Отсутствие механизмов открытого обоснования публичных нужд;
  • Отсутствие гарантии соответствия условий осуществления закупки сведениям, содержащимся в документах, отражающих планы закупок;
  • Отсутствие механизмов, гарантирующих объективность требований и характеристик предмета закупки;
  • Отсутствие механизмов, гарантирующих объективность критериев оценки заявок участников;
  • Отсутствие гарантий независимости лиц, осуществляющих контроль;
  • Отсутствие гарантий защиты лиц, сообщающих о случаях коррупции;
  • Невозможность (ограниченность) осуществления независимого общественного контроля.
Ввиду чего, 5 апреля 2013 года президентом Российской Федерации В. В. Путиным был подписал новый Федеральный закон № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

На основании Федерального закона от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ  "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с 01 января 2014 года начинает свое действие Федеральная контрактная система (ФКС) (за исключением отдельных положений, для которых статьей 114 данного ФЗ установлены иные сроки вступления их в силу).

Не смотря на всю неразбериху и некоторую панику, возникшую с данными изменениями российского законодательства о Госзакупках в рядах как Заказчиков, так и Участников размещения Заказа, Специализированный консультационный Центр Государственных закупок (Центр Госзакупок) остается "маяком в шторме", поможет разобраться во всех нюансах и профессионально предоставит полный комплекс услуг, связанных с развитием Вашего бизнеса по реализации товаров, выполнении работ или оказания услуг в сфере Госзакупок.

Ознакомиться с предоставляемыми Центром Госзакупок услугами для Участников размещения Заказа можно здесь.

Ознакомиться с предоставляемыми Центром Госзакупок услугами для Заказчиков можно здесь.